Новохоперский район Воронежской области

Дмитрук М.И.
Бендрикова А.И.
Лавренова Т.Ф.

25 июля, поздно вечером, из Новохоперска выехал автобус, полный пассажиров. Это был не обычный, а специальный рейс: машина направлялась в Белгород, а пассажирами были ветераны войны и труда (основная часть), а также ряд глав местных администраций и …хор ветеранов районного Дома культуры. Вот почему, едва автобус тронулся в путь, грянула песня:

Эх, путь-дорожка, фронтовая, не страшна нам  бомбежка любая …

Поделиться впечатлениями о поездке мы попросили ее участников.

Рассказывает председатель районной организации ветеранов войны и труда В.И.Агапов:

-Песня была очень кстати, ведь в поездку - и не близкую - отправились люди далеко не молодого возраста. Хористы здорово поддержали всех морально, создали в автобусе  обстановку праздника, непринужденную атмосферу…

А вообще, цель нашего путешествия была очень серьезной: мы ехали на белгородчину, где ровно шестьдесят лет назад состоялось одно из величайших событий Великой Отечественной войны - Курская битва.

В дороге не обошлось без приключений: в половине четвертого утра (мы как раз добрались до Острогожска) поломался автобус.

Пришлось ждать, пока  из Борисоглебска, из экскурсионного бюро, придет замена. Только в десять часов отправились дальше. Конечно, это был неприятный момент - долго ждали, а главное – потом, в Белгороде, пришлось немного спешить. Тем не менее, все, что  было запланировано, мы осмотрели. И впечатлений, скажу я вам, было немало.

В Белгород мы приехали в час дня. Во Дворце спорта нас встретили, по старинному русскому обычаю, хлебом-солью. Тут же повели обедать. Ну, а после обеда началась экскурсия по городу.

Экскурсовод объяснила нам, что Белгород-это половина Воронежа  и по численности населения, и по занимаемой площади. Нам эта “половина” очень понравилась: расположен город на холмах, но улицы прямые, чистые, утопают в зелени. А ведь после войны от Белгорода почти ничего не осталось: город был полностью разрушен, население эвакуировано, многих истребили немцы. На улицах стояло 180 виселиц?!

В ходе экскурсии была осмотрена диорама “ Огненная дуга “, где запечатлен один из самых напряженных моментов Курской битвы-танковое сражение под Прохоровкой. А вскоре мы оказались и на самом Прохоровском поле. Здесь располагается знаменитая звонница, возведенная в память об участниках сражения. Звонница поражает своими величественными  формами и красотой. Каждые двадцать минут на ней бъет колокол, не давая людям забыть о том, о чем забывать нельзя, наминая не только о Курской битве, но и о сражениях с татаро-монголами, с наполеоновскими войсками на Бородинском поле…

Следующей точкой нашего маршрута была Прохоровка. На территории мемориального комплекса мы осмотрели барельеф в честь участников Курской битвы, стелу с именами Героев Советского Союза, получивших это высокое звание после сражения на Огненной дуге, оружие (танки, пушки, самолеты), которым русский солдат бил немцев. Здесь же остатки окопов, блиндажей, командный пункт генерала Ротмистрова. Мемориальный комплекс был уже закрыт, зато мы попали на службу в храм Петра и Павла, осмотрели коттеджи для детей-сирот, проживающих под патронажем церкви.

Вечером снова были в Белгороде, откуда и отправились домой.

Рассказывает В.Н.Кириллов, в недавнем прошлом – преподаватель Новохоперской гимназии:

- Мы были на Прохоровском поле как раз в те дни, когда 60 лет назад здесь шли бои (Курская битва про­должалась с 5 июля по 23 августа). Я смотрел на лежащие окрест зреющие пшеничные поля и представлял, как точно такие же колосья начали мять гусеницы танков, а благостную тишину летнего дня раскололи взрывы снарядов. И в жизнь ворвалась смерть...

Впрочем, если следовать исторической правде, сражение начали не танки, а артиллерия. Причем - артиллерия наша. Благодаря разведданным, мы точно знали время и место наступления немецко-фашистских войск; вот почему наша артиллерия начала обстрел вражеских позиций на два с половиной часа раньше того срока, который наметили для себя немцы.

А утром 5 июля враг пошел в наступление. Наше командование сознательно запланировало неделю оборонительных боев - чтобы измотать и истощить в боях ударные группировки противника, а уже затем перейти в контрнаступление. Что и произошло 18 июля. Апофеозом боев стало танковое сражение на Прохоровском поле. Очевидцы вспоминают, что это был настоящий ад. С той и другой стороны в бою участвовало более тысячи танков. А если точно - 700 с нашей и 500 с вражеской стороны (к тому времени мы уже имели и численное, и техническое преимущество перед противником). Представляете, что началось, когда две таких силищи схлестнулись в смертельной схватке?!.

Рассказывает В.М. ЧЕРНЫШЕВ, председатель совета ветеранов войны и труда с. Елань-Колено:

- В этой поездке меня поразило многое. Во-первых, гостеприимство белгородцев - все они были к нам так внимательны. Во-вторых, незабываемое впечатление произве­ло все, что мы увидели и узнали. Когда перед моими глазами предстала диорама «Огненная дуга», я не смог сдержать слез, хотя, вообще-то, человек, что называется, твердокаменный. Длина диорамы 50 высота - 18 метров. Летят самолеты, горят или стреляют танки, поднимаются во весь рост в бой и падают, сраженные, солдаты... Смотришь и не веришь: неужто и вправду был весь этот ад? Неужто все это можно было пережить и перенести?..

А ведь - перенесли! В нашей поездке принимал участие ветеран войны и труда из села Елань-Колено Прокопий Петрович Пертая. Оказывается, он принимал участие в боях за освобождение белгородчины. Когда мы возвращались из Прохоровки в Белгород, он вдруг попросил экскурсовода остановиться:   «Где-то здесь мы держали оборону»... Собственно, эта поездка и произошла по его инициативе: во время встречи с депутатом Госдумы Дмитрием Олеговичем Рогозиным и главой  местного самоуправления района Виктором Тихоновичем Петровым он попросил организовать поездку на место былых сражений. «Обязательно организуем», - пообещал Виктор Тихонович. И слово свое сдержал.

Так вот, по просьбе Прокопия Петровича Пертая автобус сошел с трассы, отъехал километров на шесть в сторону. Ветеран (ему уже 82 года!) побежал в поле и через некоторое время вернулся, весь белый: «Нашел... Нашел свою линию обороны»...

Рассказывает ветеран войны, житель с. Елань-Колено П.П. ПЕРТАЯ:

- В это трудно поверить, но это действительно так...

На Курское направление я попал с Калининского фронта. Привезли нас в чистое поле (под Белгород - единственное, что знали мы) и сказали: копайте, ребята, блиндажи и траншей теперь будем здесь воевать.

Звание мое в то время было - младший сержант, военная должность - командир отделения пулеметного расчета.

Утром 6 июля мы получили приказ занять оборону. Бои начались уже пятого, но к нашим позициям враг подошел шестого. Один день сражаемся, второй, третий... Вражеские самолеты бомбят все вокруг с типичной немецкой регулярностью, уже живого места нигде нет... А через три дня на нас пошли танки. Сорок штук. Наши пушки-сорокапятки оказались против них бессильными, - это было новое немецкое оружие, трудноуязвимые «тигры». Вот почему танки просто-напросто смяли оборону и прошли через наши окопы. Мы оказались в окружении  думаю, человек триста. Не получив приказа отступать, мы не могли покинуть наших позиций. На пятый день у окопа появились немцы: хенде хох! А нам даже застрелиться нечем - патроны давно закончились. Немцы приказывают: снять каски! Снять - потому что на касках красные звездочки, сильно их раздражав­шие.

Так начался плен, концентрационные лагеря, в которых я пробыл уже до конца войны. Освободили нас американцы. Прошел фильтрационную комиссию, получил справку: «компрометирующих фактов не обнаружено»...

В родной Абхазии после войны пробыл недолго - приехал сюда, на родину жены. И не жалею об этом: нравится и воронежская земля, и здешние люди. А война, конечно, не забывается. Нынешнюю поездку я ждал, можно сказать, шестьдесят лет. Экскурсовод выслушала мой рассказ, записала все данные. Может, с кем-то еще удастся встретиться? В моем отделении был совсем молодой парень, и фамилию его помню - Кузнецов. Если б он был еще жив! А вот Ванно Дьяконошвили мы похоронили прямо возле окопа. У него на груди был медальон, записка в котором должна сохраняться в течение семидесяти пяти лет... Найти бы...

Все участники поездки на белгородчину выражают сердечную благодарность главе местного  самоуправления Новохоперского района Виктору Тихоновичу Петрову, который помог осуществиться желанию ветеранов побывать на месте былых сражений. Кстати, в районе сейчас проживают 25 участников Курской битвы. В поездке, кроме П.П. Пертая, побывали Степан Степанович Суслин, Иван Григорьевич Соболев, Петр Никитович Гурский.