Новохоперский район Воронежской области

Николай Пантелеевич Дунаев

 

Вверх
Губанов И.П.
Дунаев Н.П.
Жогов С.Г.
Заборьев С.М.
Иванов А.В.
Крейзер И.И.
Матвеенко И.А.
Машков Р.С.
Трушечкин В.Г.
Турчинский А.П.
Хромых В.П.
Шеин И.К.

 

Н. П. Дунаев родился в 1918 году в поселке Новитченко Новохоперского района.

Состоял в комсомоле. Член КПСС с 1942 года.

В армии с 1938 года. Окончил Борисоглебское авиаучилище. На фронте с первого дня войны. Сражался на Юго-Западном, Западном, Степном и других фронтах. Был ранен. Отмечен многими правительственными наградами.

Звание Героя Советского Союза командиру эскадрильи 270-го авиационного истребительного полка капитану Николаю Пантелеевичу Дунаеву присвоено Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года.

За время войны Н. П. Дунаев совершил более 500 боевых вылетов. Сбил около 30 самолетов противника. Последний бой провел над Берлином.

В настоящее время Н. П. Дунаев живет в Москве.

ПОД МОСКВОЙ И КУРСКОМ

Декабрь 1941 года. Советские войска погнали гитлеровцев от Москвы. Летчики 270-го истребительного авиационного полка перебазировались на новый аэродром. Едва располо­жились, как последовал приказ окрасить «яки» в белый цвет. Летчики и техники приступили к работе.

В эскадрилье Николая Дунаева успели выкрасить только по одному крылу на каждом самолете, когда в небо взвилась зеленая ракета. Летчики прекратили работу, быстро заняли свои места в машинах. Стремительный разбег, взлет, крутой подъем — и вот эскадрилья уже приняла боевой порядок, устремилась к линии фронта на перехват противника.

Вскоре «яки» повстречались с двумя девятками бомбарди­ровщиков Хейнкель-111. Эскадрилья Дунаева с ходу на боль­шой скорости атаковала врага. Атаковала звеньями в плот­ном строю. Один бомбардировщик сразу же загорелся. Это привело фашистов в замешательство. Нарушив боевой поря­док, бомбардировщики повернули назад. Их экипажи начали сбрасывать бомбы на свои войска. Некоторые машины, снизившись, пытались уйти из-под удара. Дунаев приказал истребителям разделиться на звенья, преследовать противника, уничтожать его поодиночке.

Многие «хейнкели» не вернулись в тот день на свою базу. А в гитлеровской печати появилось сообщение, будто бы у русских есть новые скоростные самолеты с одним белым крылом. У страха глаза велики! В течение нескольких дней не­мецкие летчики избегали воздушных боев с «яками», у кото­рых одна из плоскостей была окрашена в белый цвет.

Поддерживая конников 1-го гвардейского корпуса, действовавших в глубоком тылу врага, летчики перелетели на прифронтовой полевой аэродром. Землянки еще не были построены, поэтому спать приходилось прямо на снегу, а чтобы согреться — разводить костры. Несмотря на такие трудные условия, истребители непрерывно совершали полеты.

Враг обнаружил аэродром. Для нанесения ударов по нему вылетели лучшие немецкие асы. Они на большой высоте подходили со стороны солнца и, выключив моторы, снижались до тысячи метров, бомбили аэродром или внезапно атаковали шедшие на посадку советские истребители. Особенно бесчинствовала одна пара.

Николаю Дунаеву было приказано сбить ведущего этой пары. Вместе с ведомым Дунаев поднялся на рассвете в воздух. Набрали высоту четыре тысячи метров. Проходят пять, десять минут. Фашистов не видно. Но вот вдали показались две точки. Это «мессеры». Советские летчики бросились навстречу им. Уже можно открывать огонь. Но ведущий гитлеровец, заметив «яков», перевел самолет в пикирование. Это предвидел Дунаев и заранее полностью отдал газ. Фашисту не удалось оторваться.

«Мессершмитт» несколько легче «яка», и при выходе из пикирования он давал меньшую просадку. Поэтому фашист затягивал с выходом из пике, надеясь, что советский летчик разобьется о землю. Однако враг просчитался. При выходе из пике он попал под огонь пушек Дунаева. «Мессершмитт» упал в трех километрах от аэродрома. На месте его падения

была обнаружена часть френча с восемью железными крестами. Матерый волк попался!

... Лето 1943 года. Курская битва. Эскадрилья капитана Дунаева, сопровождая «илы», ведет бои с «мессершмиттами». И каждый день растет его счет мести врагу. Шестого июля он сбил вражеский самолет над Белгородом, восьмого — над Тамаровкой, одиннадцатого — снова над Белгородом.

13 июля пятерка «яков», ведомая Дунаевым, дралась одновременно с двумя группами вражеских самолетов. В первой группе было 14 «юнкерсов» и 9 «мессершмиттов», во второй— 12 Ю-88 и 8 истребителей МЕ-109. Пять против сорока трех! На стороне врага более чем восьмикратное превосходство. Неравный бой длился сорок минут. Эскадрилья нанесла тяжелые потери фашистам. Сам Дунаев в этом бою сбил два самолета—Ю-88 и МЕ-109. Самолет командира эскадрильи имел четыре снарядных и двенадцать пулевых пробоин. И все же опытный летчик дотянул до аэродрома, посадил изранен­ную машину. Дунаев тут же пересел на другой истребитель и взмыл в небо.

К концу Курской битвы капитан Дунаев имел на своем счету 337 боевых вылетов. К этому времени лично он сбил:13 вражеских самолетов и семь—в групповых боях.

 

Hosted by uCoz